ブランドコピー スーパーコピーブランド スーパーコピー偽物 スーパーコピー スーパーコピー代引き ブランドコピー代引き スーパーコピーN級品 ブランドコピー激安通販店
Кавминводские фотолетописцы / Новости / СКФО

Кавминводские фотолетописцы

На Кавминводах широко отметили 150-летие фотолетописца этих мест Григория Ивановича Раева

Его жизнь и творчество занимают значительную часть в исторических исследованиях нашего земляка, автора 12 книг, живущего ныне в Санкт-Петербурге, Сергея Боглачева.

Скоро должна выйти еще одна его книга – «Первые фотографы Кавказа», где более ста сорока страниц (фактически треть издания) отведена Г. И. Раеву, но ведется рассказ и о других фотомастерах, а также о развитии фототехники на Кавминводах. В этом интервью Сергей Васильевич рассказывает о том, какие материалы легли в основу его нового исследования.

– Сергей Васильевич, вы учились в Ленинградском институте авиационного приборостроения, даже окончили аспирантуру, преподавали. А откуда такой интерес к истории?
 
– Наверное, подспудно он жил во мне всегда, а толчком для литературно-исторических исследований послужила одна экскурсия. Однажды, лет двадцать назад, я услышал около Эоловой арфы рассказ экскурсовода об архитекторах братьях Бернардацци, живших в Пятигорске.
 
Они и построенные ими здания заинтересовали меня. Так родился замысел о книге «Архитектура старого Пятигорска», первое издание которой вышло в 2005 году. Затем последовали книги об архитектуре старых районов Кисловодска (совместно с Сергеем Савенко), Ессентуков (совместно с Элеонорой Жатьковой), Железноводска.
 
Собирая сведения по архитектуре городов Кавминвод, я изучал и их историю. В результате были написаны книги «Пятигорск в исторических очерках (с древнейших времен до 1917 г.)» – совместно с Владимиром Кузнецовым и Николаем Маркеловым, «Кавказские Минеральные Воды в исторических очерках», «Иноземцы у Бештовых гор».
 
Написал также тексты для ряда открыток из серии «Памятники архитектуры и искусства КМВ», которые издаются в ессентукской творческой мастерской «БЛГ». Есть еще множество статей об исторических местах Кавминвод, Кавказа и связанных с именами известных людей страны. Они печатаются в различных периодических изданиях, например в «Новом журнале», «Ставропольском хронографе». «Кавказская здравница» тоже не раз предоставляла мне место на своих страницах.
 
– О чем ваша новая книга?
 
– Изучая историю Кавказских Минеральных Вод, я нашел много интересных материалов о развитии техники. Телеграф, телефон, электричка, трамвай, железная дорога, автомобили, самолеты… Все это, едва появляясь, проникало и на Кавминводы.
 
В этом перечне развитие фотоискусства занимает особое место, так как по работам старых фотомастеров можно представить себе прежний облик городов, изменения в их архитектуре. Они рассказывают также о важных событиях, происходивших здесь, о быте горожан, запечатлели целый ряд известных личностей. И биографии самих фотографов, в том числе Раева, очень интересны.
 
Григорий Иванович родился 17 (30) ноября 1863 года в Пятигорске, в семье военного чиновника невысокого ранга и пяти лет от роду лишился отца. Мать вышла замуж второй раз и родила еще семерых детей. Жить было трудно, и Гришу в 15 лет пристроили учеником к известному фотографу Александру Карловичу Энгелю. Освоив фотодело, молодой Раев то вместе с учителем, то один много путешествовал по Кавказу и России, а потом и по странам мира, делая уникальные снимки.
 
В первые годы самостоятельной работы он арендовал, а потом и выкупил у Энгеля фотоателье. Затем у него было уже несколько фотостудий в городах Кавминвод. Однажды в Железноводске мать привела к нему четырнадцатилетнюю девочку. Раев сделал снимок, а через четыре года, встретив уже восемнадцатилетнюю Любу, влюбился в нее и вскоре женился.
 
16 августа 1889 года в Пятигорске состоялось торжественное открытие памятника Лермонтову, возведенного на народные средства по проекту выдающегося русского скульптора академика Опекушина, установленного в новопостроенном сквере, созданном по проекту ростовского архитектора Дорошенко. Чтобы запечатлеть это историческое событие, Раев и Энгель поднялись на звонницу Спасского собора, который стоял там же, где стоит сейчас восстановленный храм.
 
В этом году в день празднования 199-летия со дня рождения Михаила Юрьевича ессентукский издатель Берберов тоже производил съемку митинга у памятника со звонницы восстановленного собора, но монумент было плохо видно из-за сильно разросшихся деревьев.
 
– Как вы сказали, помимо горных пейзажей, особо любимого Раевым Эльбруса, городских улиц, событий, он фотографировал известных людей. Кого вы могли бы назвать?
 
– Интересна история фотографии одного из активных деятелей Советской власти в Пятигорске Григория Анджиевского. Его арестовали в Баку, но на суд привезли в Пятигорск. В те годы для суда над преступником требовалась фотография подсудимого. Анджиевский, покинувший фронт первой мировой войны и примкнувший к революционерам, считался дезертиром. Вот его и привели к Раеву прямо в солдатской шинели.
 
Сделанный снимок получил широкую известность. По приговору военного суда Анджиевского повесили на горе Казачка около кладбища.
 
Конечно же, много фотографировал Григорий Иванович выдающихся артистов, приезжавших на Кавминводы, например. Собинова, Шаляпина, писателей, музыкантов… Их портреты он выставлял в витрине своего ателье, чтобы привлечь публику. В период «поисков врагов» Советской власти этот «иконостас» очень ему помогал. Кто же будет трогать фотографа, у которого на витрине ателье портреты Крупской, Буденного, а тем более – Калинина, «всесоюзного старосты», и других известных деятелей!
 
– Как удалось сохранить фотографии, сделанные Раевым?
 
– У него была тесная связь с «Домиком Лермонтова», с краеведческими музеями, в создании которых он активно участвовал, что-то хранилось в частных коллекциях. Периодически издавались альбомы с фотографиями Раева, которых известно около пятидесяти. С одним из них связан интересный эпизод периода второй мировой войны. Супруга премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля Клементина занималась благотворительностью, оказывая помощь Советскому Союзу в обеспечении наших госпиталей необходимым оборудованием, лекарствами и другими медицинскими средствами. Незадолго до окончания войны она приезжала на Кавминводы с ревизией, действительно ли госпитали обеспечены всем необходимым. В благодарность за ее участие и в память о визите на курорты Кавминвод Клементине Черчилль подарили альбом со снимками Григория Ивановича. Позднее она опубликовала книжечку о своем визите в Россию.
 
– Краеведы считают, что пятигорскому музею нужно присвоить имя Раева…
 
– Думаю, Григорий Иванович этого достоин, потому что много сделал для его становления. К тому же там собраны не только его фотографии, но и вещи, документы, награды, а также его портрет, написанный художником Фоминым. Рассказывают, что Раев хранил в своем доме распятие, принадлежавшее графу Николаю Ивановичу Евдокимову. Этот сын солдата на Кавказе проявил себя блестящим полководцем, и император даровал ему графский титул с надписью на гербе: «С бою». Так что можно сказать, что титул графа Николай Иванович себе завоевал. А после смерти графа распятие попало к инженеру Незлобинскому, жена которого преподавала в женской гимназии, она и подарила его супруге Раева Любови Ивановне. Имеются в музее и картины, написанные Григорием Ивановичем масляными и акварельными красками. Кстати, Раевы жили поблизости от музея, на улице Теплосерной, но дом, к сожалению, не сохранился.
 
– Раев, как известно, учился фотоделу у Энгеля, а у него были ученики?
 
– Конечно, и одним из самых способных был Владимир Александрович Дерябин, который жил в доме Раева и ухаживал за ним до самой смерти мастера.
 
– Одну из глав вы посвятили появлению кинематографа на Кавминводах…
 
– Да, мне удалось найти сведения о том, что в июне 1901 года в «Цветнике» впервые был показан новый технический аттракцион – «Синематограф Люмьера». А весной 1904 года появился первый кинотеатр – «электробиограф братьев Боммер». Это было небольшое деревянное здание временного типа, которое стояло на том месте, где сейчас установлен памятник Толстому. Позднее такие кинотеатры появились во всех городах Кавминвод и даже в Каррасе.
 
Принято считать, что первые фильмы были немыми, с титрами, но иногда их озвучивали: актеры – мужчина и женщина сидели за экраном и громко произносили реплики. Этих людей называли кинодекламаторами. Были и таперы, которые сопровождали игрой на фортепьяно действия, разворачивавшиеся на экране.
 
Чтобы привлечь больше зрителей, владельцы кинотеатров на КМВ стали сами снимать документальные фильмы о значительных событиях, например, о закладке пятигорской грязелечебницы или о праздновании столетия победы над Наполеоном. Зрители спешили в кинотеатр, надеясь увидеть себя на экране. Большой популярностью у них пользовались фильмы о полетах приезжего пилота Кузьминского и особенно – о похоронах городового Федорова, убитого на Горячей горе садистом по кличке Кроткий. Позднее появились и приезжие документалисты с более совершенной аппаратурой, которые снимали фильмы на заказ, например, «Кисловодск – зимний курорт».
 
С появлением художественных фильмов на Кавминводы стали приезжать съемочные группы в поисках подходящей натуры. Например, режиссер Хохловкин снимал фильмы по французским романам, считая, что Кисловодск похож на французский город. Возможно, в 1915 году это и было так. А известный режиссер Ханжонков снимал фильм по роману Лермонтова и находил здесь места, описанные в «Герое нашего времени».
 
Удалось собрать много интересного материала о развитии кинематографа, но обо всем в интервью не расскажешь. В январе следующего года выйдет книга, где подробно будет рассказано обо всем, о чем мы сегодня говорили.
 
 
 
Идиллия ДЕДУСЕНКО.    Кавказкая здравница
 
НА СНИМКЕ: Г.И. Раев с местной газетой.
 
НА СНИМКЕ: фотоателье Г. И. Раева около гостиницы «Бристоль» (1910-е годы).
 
Фото из архива краеведческого музея.

Поделиться новостью