Порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.

Порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.

 

            Одним из гарантов обеспечения законности в деятельности таможенных органов является наличие в таможенном праве института обжалования. Право обжалования решения, действий (бездействий) таможенных органов предусмотрено статьёй 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, а  порядок обжалования регламентирован главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право обжаловать решения, действия или бездействия таможенных органов или их должностных лиц, если считает нарушенными либо нереализованными свои права и законные интересы в сфере таможенного дела либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

  Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

В данной статье мы хотим поподробнее остановиться на  порядке подачи жалобы в таможенные органы.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:

- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

- со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой, восстанавливается таможенным органом, правомочным рассматривать жалобу. Указанное заявление может содержаться как в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа.

Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия (ордер либо доверенность) при чем в доверенности должно быть оговорено право лица на обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц. Жалоба должна содержать:

- наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

- существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

         Дополнительно в жалобе желательно указать причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых лицо считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, которые лицо считает необходимыми для рассмотрения жалобы.

К жалобе могут быть приложены оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. Если представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца со дня направления данного запроса. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

Жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Указанный срок может быть продлён,  но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

         По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы. Копия принятого решения направляется заявителю в пределах срока, установленного для рассмотрения жалобы

Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

         Жалоба не может быть рассмотрена по существу в следующих случаях:

- если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования, либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

- в жалобе отсутствуют сведения об обжалуемом решении, действии, бездействии, о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, отчество физического лица, наименование юридического лица), жалоба подписана неправомочным лицом либо лицом, не подтвердившим свои полномочия на подачу жалобы;

-  лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;

-  предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;

- если жалоба подана лицом, полномочия которого надлежащим образом не подтверждены;

- если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

- если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела;

-  если имеется решение, принятое этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы;

- если есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.

          В заключении хочется отметить, что закон предоставляет лицу, подающему жалобу, выбор между ведомственным и  судебным порядком обжалования. Преимуществами внесудебного порядка обжалования являются его простота, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа.

При этом внесудебное обжалование нисколько не умаляет конституционного права граждан на судебную защиту их прав и свобод. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными решениями, действиями (бездействием)  нарушены его права и свободы. Однако  реальное осуществление права граждан на обращение с жалобой в суд сопряжено со сложностью судебных процедур (например, в получении доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалобы), неизбежной потерей значительного количества времени, тратой денег на уплату судебных расходов и прочими объективно существующими препятствиями. Поэтому наличие в таможенном праве положений, предусматривающих возможность обращения с жалобами на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в вышестоящие таможенные органы  нисколько не усложняет, а наоборот, на наш взгляд, упрощает процесс обжалования, когда жалоба подавшего ее лица может быть удовлетворена в административном порядке.

Пресс-секретарь Дагестанской таможни


Поделиться новостью